О Стиве Круге
Стив Круг\Steve Krug (произносится "kroog") относится к разряду широко известных в узких кругах людей. Он один из уважаемых консультантов в области юзабилити, он знает, что значит сделать сайт удобным, так же как это знают специалисты с сайта www.inetmarketing.ru. В числе компаний, с которыми сотрудничает Стив: Apple, Lexus.com, Excite@Home, AOL, NPR, Netscape, Circle.com, Bloomberg.com, BarnesandNoble.com, Международный валютный фонд и др. Свою книгу «Не заставляйте меня думать: разумный подход к веб-юзабилити» автор построил на изрядной доле здравого смысла, проявив не только профессионализм, но и остроумие. И это не единственная книга автора.
Десять лет Стив писал компьютерные учебники. В 1989 году он становится специалистом по тестированию юзабилити и дизайну интерфейсов. Исправлять конкретные проблемы Стиву понравилось гораздо больше, чем писать советы о том, как с ними справляться. Наконец, он открыл консалтинговую фирму Advanced Common Sense (“там только я и несколько зеркал”) - Chestnut Hill, MA.
Хотите удобный сайт?
Чем занимаются пользователи в Интернет?
Чаще всего посетители используют сайт не так, как это задумывали разработчики: они выбирают не оптимальный, а правильный (на их взгляд) вариант; они постоянно используют то, что однажды сработало; они видят только то, что им нужно, редко обращая внимание на прочее содержание страниц; им не чужды типичные раздражители: бесплатно, распродажа, секс.
Удобный сайт – это когда посетитель не задумывается: где я? откуда начинать? где находится то, что я ищу?
Главная страница должна рассказать посетителю: что это за сайт и что здесь можно делать. Слоган + приветствие (заметный блок, информация которого видна без прокручивания) обязаны показать посетителю конкурентные преимущества информации. Здесь важно подчеркнуть наличие вещей, которые в данный момент пользователь не ищет, но они могут пригодиться.
Выделите на главной странице основные разделы: анонсы и обзоры содержания, сервисы, часто запрашиваемые ярлыки, регистрацию/приветствие и содержание, которое подлежит периодическому обновлению.
Помните правило трех-пяти кликов («Запах информации»): пользователь кликает, пока уверен, что движение происходит в нужном ему направлении.
Графическое решение удобного сайта: предложите пользователю понятное решение визуальной иерархии на каждой из страниц.
Первое. Чем приоритетней элемент, тем заметней его визуальное решение.
Второе. Связывайте визуально логически взаимодействующие между собой элементы (единый стиль оформления, публикация в одном месте на странице или под единым заголовком).
Третье. Если элементы являются частью друг-друга, соедините их с помощью вкладок. Вкладки должны быть четко прорисованными: выделяются выбранная вкладка и привязанная к ней страница. Название должно быть не только у вкладки, но и у каждой из страниц.
Четвертое. Используйте привычные и понятные элементы: «корзина для товаров» должна быть корзиной для товаров, кнопка – кнопкой, форма поиска – окно плюс кнопка с надписью «поиск».
Пятое. Используйте названия без вопросительных знаков. Использованные ссылки должны изменять свой цвет. Не забывайте о редакторских подсказках в важных местах сайта.
Шестое. Как уменьшить визуальный шум? Визуальный шум возникает из-за перегруженности пространства портала броскими элементами. Отредактируйте (сократите) вступительные тексты и инструкции.
Седьмое. Навигация должна показать пользователю - где он находится и что ищет? Элементы навигации: название сайта, разделы/подразделы, сервисы, местонахождение, название страницы, локальная навигация и уменьшенная текстовая версия. В схеме постоянной навигации, размещенной на каждой странице, нужно использовать не более пяти сервисов. Полный список сервисов можно разместить на главной странице, чтобы с нее можно было уйти в нужное место и не заблудиться.
Тестирование сайта
Вооружите пользователя ответами на вопросы: что за сайт? (логотип); на какой я нахожусь странице? (название страницы); основные разделы сайтов? (названия разделов); какие на этом уровне есть опции? (локальная навигация); где конкретно я нахожусь, учитывая общую структуру сайта? (указатель: вы находитесь там-то); как осуществить поиск?
Если участника тестирования легко отвечают на эти вопросы, значит, вы неплохо потрудились.
Стив Круг пришел к мнению, что разделить оценку пользователей на подгруппы нравится\не нравится – невозможно. Мотивы и намерения использования Интернет ресурсов настолько индивидуальны, что нужно заботиться, в первую очередь, об удобстве. А как применять раздобытую информацию – пользователь решит для себя сам.
В интервью Boxes and Arrows (известный информационный сайт в области дизайна, архитектуры и веб-дизайна) Стив Круг признался, что толчком к написанию его книги послужило желание удвоить стоимость консультаций. Стив довольно долго стеснялся, что не имел рекомендаций от клиентов и сертификатов. И после выхода книги ему, разумеется, удалось достичь цели.
«Нет и не может быть жестких рекомендаций, – утверждает гуру юзабилити Стив Круг, – есть общие принципы, которые следует учитывать». |